1) Морфологические признаки, позволившие человеку развивать звуковую речь:
Развитие звуковой речи стало возможным благодаря целому ряду морфологических особенностей. Ключевую роль играют следующие признаки:
- Строение гортани и голосового аппарата: У человека гортань расположена ниже по сравнению с другими приматами, что увеличивает объем резонаторного пространства (глотки, рта и носа). Такое строение позволяет издавать более разнообразные звуки.
- Подвижность языка: Особое строение языка у человека обеспечивает высокую степень его подвижности. Это играет важную роль в артикуляции звуков, формировании речи и управлении потоком воздуха.
- Развитие коры головного мозга: Лобная доля мозга, особенно зоны Брока и Вернике, ответственна за производство и понимание речи. Эти участки мозга у человека значительно развиты.
- Губы и мимические мышцы: Высокая подвижность губ и наличие развитой мимической мускулатуры позволяют произносить сложные звуки, в том числе согласные.
- Челюстно-лицевой аппарат: Уменьшение размеров челюстей и зубов, а также изменение строения черепа (например, более плоское лицо) создали условия для точной артикуляции звуков.
2) Морфологические признаки, позволившие человеку приспособиться к трудовой деятельности:
Человек обладает рядом адаптаций, которые сделали возможной трудовую деятельность:
- Противопоставление большого пальца кисти остальным пальцам (оппозиция): Это морфологическое изменение позволило людям захватывать и удерживать предметы, а также выполнять точные и сложные манипуляции, необходимые для изготовления орудий труда.
- Гибкость и подвижность кисти: Развитие тонкой моторики рук связано с особенностями строения кисти, что позволило создавать и использовать сложные инструменты.
- Пропорции тела: Прямохождение освободило руки, что стало важным этапом в эволюции человека, позволившим заниматься трудовой деятельностью.
- Развитие мозга: Крупный и сложный мозг позволил людям планировать работу, изобретать орудия труда и обучать этому других.
- Зрение: Бинокулярное зрение и высокая острота зрения способствовали точным действиям руками, например, при изготовлении орудий.
3) Морфологические признаки, позволившие человеку освоить прямохождение:
Прямохождение стало важным этапом в эволюции человека и сопровождалось рядом изменений в анатомии:
- Изменение формы таза: Укороченный и расширенный таз обеспечил опору внутренним органам при вертикальном положении тела и сделал возможным прямохождение.
- Изгибы позвоночника: У человека имеются 4 физиологических изгиба позвоночника (шейный, грудной, поясничный и крестцовый), которые выполняют функцию амортизации при ходьбе и помогают поддерживать равновесие.
- Строение стопы: Арочная форма стопы (сводчатая стопа) обеспечивает амортизацию и способствует равномерному распределению нагрузки при ходьбе.
- Удлинение нижних конечностей: Ноги человека длиннее, чем руки, что способствует более эффективному передвижению.
- Смещение большого пальца стопы: Большой палец ноги располагается параллельно другим пальцам, что улучшает опору и стабильность при ходьбе.
- Расположение затылочного отверстия: У человека оно смещено вниз и находится под черепом, что позволяет голове находиться в вертикальном положении.
4) Морфологические признаки, позволившие человеку вести социальный образ жизни:
Социальный образ жизни человека связан с рядом физиологических и морфологических особенностей:
- Развитый головной мозг: Большой объем мозга, особенно развитость лобных долей, обеспечивает способность к абстрактному мышлению, планированию, коммуникации и сотрудничеству. Это ключевые навыки для жизни в социуме.
- Мимическая мускулатура лица: У человека сильно развиты лицевые мышцы, что позволяет выражать широкий спектр эмоций. Эмоции играют важную роль в межличностных отношениях и коммуникации.
- Строение речевого аппарата: Развитие речи стало основой для передачи информации, обучения и взаимодействия в группе.
- Долгий период детства и зависимость потомства: У человека дети долгое время зависят от взрослых, что стимулирует развитие социальных связей и сотрудничества между членами группы.
- Бинокулярное зрение: Позволяет лучше оценивать расстояния и координировать совместные действия в группе.
- Прямая осанка и свободные руки: Это позволило людям не только использовать орудия, но и активно взаимодействовать друг с другом, например, обмениваться предметами.
- Сложная структура челюстно-лицевой области: Это позволило не только развивать речь, но и разнообразить мимику, что стало важным инструментом невербальной коммуникации.
Все эти признаки в совокупности сделали человека уникальным видом, способным к сложной трудовой деятельности, социальной жизни, прямохождению и развитию языка для эффективного общения.